Пасха – реформированное церковью древнейшее языческое празднование новой жизни и плодородия земли, олицетворенных в весне. Древние народы, от северных кельтов с фестивалем Белтайн до шумеров междуречья с воскресшей богиней Иштар, испокон веков праздновали "воскреcение весны" – плодородную силу матери-земли в весенний месяц, наполненный новыми всходами и новорожденным поколением скота. Яйцо – универсальный символ творящей силы матери-природы, воплощающий образ прихода новой жизни во многих культурах. Кулич – фаллос, олицетворяющий мужскую долю в плодородии. Кролики (свойственные католическому празднованию Пасхи) – символ богини Эостре, празднование которой было столь сильно среди англо-саксонов, что ее имя не смели тронуть и оставили в английском после христианизации Пасхи (Eostre ->Easter). Праздник этот был реформирован церковью, уже далеко после смерти Иисуса Христа, а именно в 325 году, в угоду церковной власти. Символическая история о смерти солнца и его возрождении после победы над силами тьмы была частью языческой мифологии. Встретившись с невозможностью истребить языческие верования, церковь сделала прагматичный шаг перекрасив один из самых значимых для народа фестивалей в христианское значение. В Новом Завете нет упоминаний о Пасхе, и присвоение древнего языческого фестиваля христианством было, как сейчас сказали бы, политическим шагом. (Как и зимнее солнцестояние, в которое праздновалось древними рождение "Бога Солнца" (Sol Invictus), стало "рождеством Христовым" в угоду церкви, так и праздник творящей силы природы и воскрешения весны стал Воскресением Христовым). «Рассветные службы» и определение даты Пасхи фазами луны после весеннего солнцестояния — отголосок древнего языческого культа солнца. Горячие булочки тоже неспроста: в Ветхом Завете рассказано что язычники пекли сладкие булочки для своего идола, а христианские лидеры пытались положить конец традиции печь священный хлеб. Однако им пришлось уступить женщинам, упрямо соблюдающим языческие традиции, и благословить этот хлеб. Правда еще до прихода Иисуса, и уж тем более до его воскрешения, у иудеев существовал Песах – прообраз Пасхи – и освещал освобождение еврейского народа от гнета египтян, а именно гибель египтян. Ветхозаветная Пасха знаменует событие когда "В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота." (сделай паузу и представь образ за этими словами в ветхом завете). Этот "переход" и есть "песах". Потом уже Песах, наложенный на фестиваль плодородия и обновления жизни, перекочевал в христианство, ибо как Бог освобождает народ от рабства, так освобождает он христианин от рабства греха через воскресение Иисуса Христа. Иисус заменил в мифологии место пасхальной жертвы – агнеца "закланного ради очищения людей единожды и навсегда". Стоит вспомнить, что Иисус учил что вера не нуждается в храмах, как не нуждается в них и молитва, ибо Бог вездесущ. Но церкви, позднее использовавшей образ Христа, это было неудобно, ибо так стало бы невозможно удерживать власть и институт церкви. Учение Христово перевернули с ног на голову, и в последующие столетия история христианства наполнилась крестовыми походами (ограблениями соседних земель под перекрытием религиозной миссии), искоренением других культур, разорением целых государств во имя церкви, геноцидом, мародерством и порабощением, колониализмом целых континентов, и сожжением "ведьм" в своих собственных землях – убийства полумиллиона женщин, заплативших за невосполненное либидо ограниченных церковью мужчин. Мне очень верится что ничего этого Иисус Христос никак не имел ввиду, и не принял бы такие дела на свое имя, будь он жив. Собственно, и Иисус Христос, и Мохаммед, и Будда учили примерно одному и тому же – в контексте окружающих их культур, но верховные дядечки подогнали это под свои устои. Намешанный контекст христианства и Пасхи ставит меня в ступор когда я слышу обыденное "с рождеством Христовым", или "Merry Easter". Какой из символических уровней Пасхи в этот момент празднует человек? Творящую силу природы и воскрешение Солнца? Жизнь и жертву одного из самых значимых святых человечества и его первоначальные учения, вне контекста религии? Или церковь, увековечившую этот праздник в выстроенной на трупах власти? Мне интересно сколько из тех людей, что пекут куличи и красят яйки, празднуют, например, гибель египетского народа. А сколько, следуя древним инстинктам, празднуют весну, жизнь и творящую силу природы. Мне верится что именно древние корни и плодородие матери-земли зовут нас праздновать эти дни, одним способом или другим – печь, красить, дарить, желать, принимать гостей. Мне верится, что важно разделять смешанное значение праздников, обращать внимание на многогранность их истории, и выбирать праздновать то, что для тебя – правда. _______________ Картинка и звук – посвящение предстоящему через неделю Белтайну, празднику плодородия и возвращения солнца (полпути между весенним и летним солнцестоянием, когда день становится длиннее ночи – то, что у древних славян праздновалось как велик день).

Теги других блогов: язычество Пасха реформация